Императивные административно правовые нормы

Административные правовые нормы

Императивные административно правовые нормы

Понятие нормы административного права.

Вопрос о нормах административного права кратко освещается на лекции и выносится на специальное рассмотрение на семинарских занятиях, поскольку достаточно подробно изучался в курсе теории права.

Нормы административного права обладают общими для всех норм права чертами, но есть и особенные (присущие только им), характерные черты.

Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей его участников, соблюдение которого гарантируется различными средствами (организационными, разъяснительными, стимулирующими), а также обеспечивается мерами юридического принуждения.

Норма административного права – это норма права, которая имеет особую сферу применения – государственное управление. Таким образом, вновь возникает вопрос о об определении государственного управления.

Норма административного права содержит юридически-обязательные правила поведения обеих сторон государственно-управленческого отношения (как субъектов, так и объектов управляющего воздействия), то есть, носителей государственно-властных полномочий и субъектов, вступающих с ними в отношения: граждан, организаций всякого рода, служащих, органов местного самоуправления и др.

Характерные черты административных норм:

1. Характер предписаний нормы.

Традиционный подход: норма административного права своим содержанием обязана властно-организующему характеру управленческих отношений, в большинстве своем нормы эти – нормы императивные, содержащие властные, обязательные предписания должного поведения, их обязательность обеспечивается с помощью официальных мер юридического принуждения.

Императивность норм может быть выражена в трёх основных формах:

– в виде прямого предписания, обзывающего поступить определенным образом;

– в виде выбора одного из вариантов поведения;

– в виде возможности поступать по своему усмотрению, но в пределах границ поведения, установленных нормой.

Современный подход: императивность присуща любым правовым нормам, предписывающим обязательное поведение, а не только административно-правовым.

Нормы административного права не являются преимущественно императивными, они все в большей степени содержат дозволения, поскольку государственное управление изменяется от государственно-властного и обязывающего (принудительного) к позитивному (предоставляющему блага и услуги).

2. Характер санкций.

Меры принуждения к исполнению предписаний правовых норм у административного права – свои собственные, то есть нормы административного права осуществляют регулятивную и охранительную функции, при этом охраняют как себя, так и нормы других отраслей права.

Следующая особенность – нормы административного права устанавливаются как законодательной, так и исполнительной властью. Речь идет об административном правотворчестве, которое необходимо для правоприменения (правоисполнения).

3. Структура нормы

Особенности структуры норм административного права наиболее подробно охарактеризованы А.П. Кореневым.

Гипотеза в большинстве норм не формулируется, а презюмируется. Если же гипотеза формулируется, то может быть абсолютно-определенной, относительно-определенной и неопределенной.

Диспозиция – всегда предполагает неразрывность прав и обязанностей, в ней излагаются права и обязанности, запреты и ограничения. Диспозиция также может быть абсолютно-определенной, относительно-определенной и неопределенной.

А.П. Коренев выделяет также в качестве самостоятельного такой элемент структуры как поощрение. Другие ученые считают, что следует выделять поощрительную санкцию.

А.П. Коренев считает, что санкция – установление последствий нарушения нормы, то есть автор связывает санкцию только с правонарушением. Иные меры административного воздействия не относит к санкциям. Санкции – пресекательные, восстановительные, карательные, карательно-восстановительные.

Санкции формулируются отдельно в кодексе, диспозиции формулируются в различных актах.

Иерархичность норм административного права:

– конституционные нормы;

– нормы конституционных законов;

– нормы федеральных законов;

– федеральные подзаконные нормы, право на установление которых предоставлено действующим законодательством субъектам исполнительной власти (они имеют производный или вторичный характер);

– нормы законов субъектов Федерации,

– нормы актов органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Видынорм административного права можно устанавливать по различным критериям.

Можно выделить нормы материальные и процессуальные, первые устанавливают комплекс прав и обязанностей, вторые – порядок их реализации.

Можно выделить процессуально-юрисдикционные (негативные) и административно- процедурные (позитивные) нормы.

В зависимости от юридического содержания выделяют обязывающие (предписывающие), запрещающие и уполномочивающие или дозволительные (диспозитивные) нормы.

Выделяют также стимулирующие (поощрительные) и рекомендательные нормы.

Формы реализации норм: исполнение, применение, соблюдение и использование.

Источник: https://admin-laws.ru/administrativnoe-pravo-opornyj-konspekt-lekczij/137-administrativnye-pravovye-normy.html

Понятие административно-правовой нормы. Особенности её содержания и структуры

Императивные административно правовые нормы

Норма административного права представляет собой правило, определенную меру должного поведения, установленную государством и охраняемую государственными средствами.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер правового принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность).

Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, правовой статус гражданина, субъектов исполнительной власти).

Функции административно-правовых норм:

  1. регулятивная – определение вариантов должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления;
  2. охранительная – обеспечение упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
  3. защитная – обеспечение в сфере государственного управления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; обеспечение эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований федеральных законов и законов субъектов РФ.

Особенности содержания и структуры административно-правовых норм

Особенности административно-правовых норм:

  • подзаконность устанавливаемых субъектами исполнительной власти административно-правовых норм;
  • на них падает основная нагрузка по реализации общих норм закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти.

По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть:

  1. обязывающими;
  2. запрещающими;
  3. уполномочивающими;
  4. поощрительными.

Большинство административно-правовых норм являются прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).

Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).

К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.).

Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.

Общими особенностями для всей совокупности административно-правовых норм являются:

  • огромное количество (по сравнению с нормами других отраслей права);
  • разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации.

Особенности структуры административно-правовых норм

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.

Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения.

Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации.

Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической.

Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция – это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю.

При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением.

Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся:

Административно-правовые нормы имеют определенную иерархию:

  1. конституционные нормы;
  2. нормы законов;
  3. нормы, устанавливаемые непосредственно субъектами исполнительной власти (например, Правительством РФ).

Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти, аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы.

Виды административно-правовых норм

Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права делятся на виды:

  1. по назначению:
    • материальные;
    • процессуальные.
  2. по методу воздействия на поведение субъектов:
    • предписывающие;
    • управомочивающие;
    • запретительные.
  3. по субъектам (адресатам) нормы, регулирующие:
    • деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
    • поведение граждан;
    • деятельность общественных и религиозных организаций;
    • деятельность государственных служащих.
  4. по форме предписания:
    • императивные (категоричные);
    • рекомендательные.
  5. по действию в пространстве:
    • действующие на всей территории РФ;
    • действующие на территориях субъектов РФ;
    • действующие на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями (например, СНГ).
  6. по действию во времени:
    • срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия;
    • бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.
  7. по объему регулирования:
    • общие (распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти);
    • межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер.Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства и т.п.);
    • отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции, например, министерств).

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус.

В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными.

Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти.

Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления.

Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) рeaлизации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. Федеральный закон “О системе государственной службы РФ” от 27 мая 2003 г.

определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами РФ статуса государственного служащего.

В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-administrativno-pravovoy-normi-osobennosti-eyo-soderzhaniya-i-strukturi

Виды административно-правовых норм

Императивные административно правовые нормы

Административно-правовыенормы классифицируются на определённыевиды. Наиболее полно выявить характерныечерты норм административного права иих юридические свойства позволяет ихклассификация по нескольким основаниям.

1.Деление по назначению имеет наиболееобщий характер, поэтому основными видамиадминистративно-правовых норм являютсяматериальные и процессуальные.

Материальные нормы юридически закрепляюткомплекс прав и обязанностей участниковадминистративно-правовых отношений,их ответственность и их административно-правовойстатус, определяют правовой режим, врамках которого должна функционироватьсистема государственного управления.

Поэтому подобные нормы часто называютстатичными. К примеру, это нормы,определяющие основы компетенции тогоили иного субъекта исполнительнойвласти или обязанность соответствующихдолжностных лиц выдать в установленныйсрок документ.

Таким образом, материальныеадминистративно-правовые нормы определяютосновы взаимодействия субъектовуправленческих отношений, а их исполнение,применение и соблюдение обеспечиваютсяв необходимых случаях мерамигосударственного принуждения.

Процессуальныеадминистративно-правовые нормырегламентируют процедуру реализацииматериальных норм, т.е. процессуальныевопросы, связанные с осуществлениемгосударственного управления. Поэтомуподобные нормы можно назвать динамичными.

Например, эти нормы определяют порядокпроизводства по делам об административныхправонарушениях или по жалобам граждан.

Они определяют порядок реализации врамках регулируемых управленческихотношений юридических прав и обязанностей,установленных материальнымиадминистративно-правовыми нормами.

2.По методу воздействия на поведениесубъектов и по характеру предусмотренныхправил поведения административно-правовыенормы делятся на предписывающие,управомочивающие и запретительные. Онипо-разному воздействуют на поведениеучастников правоотношений. Для примераможно рассмотреть статью 30.

2 КоАП РФ, вкоторой говорится о порядке подачижалобы на постановление по делу обадминистративных правонарушениях.

Предписывающей нормой является часть2 данной статьи, где говорится, что жалобана постановление судьи о назначенииадминистративного наказания в видеадминистративного ареста либоадминистративного выдворения подлежитнаправлению в вышестоящий суд в деньполучения жалобы (предписывает совершитьдействие).

Управомочивающей нормойбудет считаться часть 3 статьи, гдеговорится, что жалоба может быть подананепосредственно в суд, в вышестоящийорган либо вышестоящему должностномулицу, уполномоченному её рассматривать(управомочивает совершить действие повыбору). Запретительной нормой являетсястатья 29.

2 КоАП, в которой перечисленыобстоятельства, исключающие возможностьрассмотрения дела об административномправонарушении судьёй, членомколлегиального органа либо должностнымлицом (запрет совершать действие).

3.По форме предписания административно-правовыенормы делятся на императивные,рекомендательные и диспозитивные.Императивные нормы содержат правила,которые однозначно определяют поведениесубъектов при наступлении описанных внорме условий, при этом другие правилаповедения по усмотрению сторонправоотношения возникать не должны.

Рекомендательные нормы содержатрекомендации по поводу целесообразностисовершения субъектами административногоправа тех или иных действий.

Диспозитивныенормы предоставляют субъектамправоотношения возможность самостоятельноопределять свои права и обязанности врамках нормы, но в административномзаконодательстве из-за спецификигосударственного управления онивстречаются редко.

4.

По субъектам (адресатам) административно-правовыенормы делятся на регулирующие деятельностьгосударственных органов, предприятийи организаций, регулирующие поведениеграждан, регулирующие деятельностьобщественных и религиозных организацийи регулирующие деятельность государственныхслужащих. При этом административно-правовыенормы распространяются также наиностранных физических и юридическихлиц, находящихся на территории РФ.

5.По действию во времени административно-правовыенормы делятся на срочные (с заранееустановленным сроком действия) ибессрочные. В качестве примера срочныхнорм можно привести акты о чрезвычайномположении, ограниченные во времениисключительными обстоятельствами(стихийными бедствиями, эпидемиями ит.п.

), в качестве примера бессрочных -любые нормы, действующие вплоть досвоего официального изменения илиотмены (например, Правила дорожногодвижения). Административно-правовыенормы приобретают юридическую силу смомента подписания содержащих ихнормативных актов либо в предусмотренныйдля их вступления в силу срок.

Административно-правовые нормы делятсятакже на длительные и кратковременные,вне зависимости от их срочности илибессрочности.

6.По действию в пространствеадминистративно-правовые нормы делятсяна нормы, предусмотренные многостороннимисоглашениями и действующие на территориинескольких государств (например, нормыСНГ), нормы федерального законодательства(действующие на всей территории РФ) инормы субъектов РФ (действующие натерритории субъектов РФ).

7.По объёму регулирования административно-правовыенормы делятся на общие, межотраслевыеи отраслевые. Действие общих нормраспространяется на все сферы и отраслигосударственного управления. Онирегламентируют наиболее важные стороныпроцесса реализации исполнительнойвласти и обычно содержатся взаконодательстве, указах Президента ипостановлениях Правительства РФ.

Межотраслевые нормы регламентируютобщие для всех или многих отраслейгосударственного управления аспектыуправленческой деятельности и имеютпри этом специальный характер. В качествепримера можно привести антимонопольноеили экологическое законодательство.

Отраслевые нормы регулируют управленческиеотношения, возникающие в пределах сферы,закреплённой за исполнительными органамиотраслевой компетенции (например,министерствами).

Административно-правовойконтроль

Контрольв общесоциальном смысле можно определитькак систему способов воздействияобщества и социальных групп на личностьс целью регуляции её поведения иприведения его в соответствие собщепринятыми нормами. Кондратьев М.Ю.,Ильин В.А. Азбука социальногопсихолога-практика. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 464с.

Это определение справедливо и дляправового контроля, как воздействиягосударства на физических и юридическихлиц с целью охраны правопорядка, регуляцииих поведения и приведения его всоответствие с правовыми нормами.

Любаягруппа или организация, имеющая своиинтересы и ценности, создаёт нормы,направленные на защиту этих интересови ценностей, поэтому социальный контроль- необходимое условие жизнедеятельностилюбой социальной группы или организации(в особенности государства).

Правовойконтроль состоит из системы правовыхнорм (моделей должного поведения) сидеальной стороны, и из системы субъектов(институтов или уполномоченных лиц)правового контроля с материальнойстороны.

Правовая норма – это идеальныйобразец поведения человека. Реальноеже поведение людей контролируют другиелюди на основе этих норм, которые должнысоблюдаться всеми.

Поэтому эффективностьправового контроля определяется степеньюреализации правовых норм в поведениилюдей.

Источник: https://studfile.net/preview/6701151/page:2/

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ОТНОШЕНИЯ В МЕХАНИЗМЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Императивные административно правовые нормы

Механизм административно-правового регулирования общественных отношений во всех четырех областях, составляющих предмет административного права (реализация исполнительной власти – государственное управление, внутриорганизационная деятельность, общегосударственная контрольная деятельность и административно-юстиционная деятельность государства), включает в себя следующие элементы: административно-правовые нормы; административно-правовые отношения и защиту административноправовых отношений в случаях отклоняющегося поведения субъектов административно-правовых отношений, правовое сознание которых в силу различных причин и обстоятельств деформировано, извращено или вовсе отсутствует.

Как и всякая правовая норма, административно-правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение. Общность административно-правовых норм с нормами других отраслей права обусловлена тем, что административное право – одна из фундаментальных базовых отраслей российского права, а составляющие его нормы, естественно, отвечают всем общетеоретическим характеристикам и критериям с точки зрения их социально-политической сущности, роли и общественного предназначения. Но наряду с общностью, имеются и определенные особенности административно-правовых норм по сравнению с нормами других отраслей права.

особенность заключается в их собственном предмете регулирования, в тех общественных отношениях, которые регулируются нормами административного права, о чем говорилось выше.

Особенностью является также императивный (повелительный) характер административно-правовых норм, в отличие, скажем, от гражданско-правовых норм, отражающих и закрепляющих равенство и автономию воли участников регулируемых отношений.

Императивный характер административно-правовых норм отнюдь не всегда связан с реализацией государственно-властных полномочий субъектом исполнительной власти.

Императивный (повелительный) характер административно-правовых норм нередко заключается в предоставлении гражданам права требовать от властных государственных структур должного в интересах данного гражданина образа действия и поведения.

Имеются особенности и в структуре административно- правовых норм. Они, как и все другие правовые нормы, всегда имеют гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения.

Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административных правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

По своему характеру и содержанию административноправовые нормы могут быть обязывающими, запрещающими, уполномочивающими и поощрительными.

Большинство административно-правовых норм являются, прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).

Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).

К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.). Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.

Общими для всей совокупности административно-правовых норм особенностями являются их огромное по сравнению с нормами других отраслей права количество, а также многочисленность и разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации.

Источник: https://studme.org/40101/pravo/administrativno-pravovye_normy_otnosheniya_mehanizme_administrativno-pravovogo_regulirovaniya

Нормы административного права

Императивные административно правовые нормы

Административно-правовая норма – устанавливаемая государством мера должного и возможного поведения, регулирующая возникновение, изменение и прекращение общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления (а точнее – механизма исполнительной власти). Особенности административно-правовых норм:

  • имеют императивный характер;
  • обеспечивают нормальное функционирование всей системы исполнительной власти;
  • определяют правовое положение, меру должного поведения, порядок взаимодействия субъектов управленческих отношений;
  • служат для реализации назначения и функций исполнительной власти (проведение в жизнь требований закона);
  • имеют собственные средства защиты от возможных нарушений – институт административной и дисциплинарной ответственности;
  • являются базой для регулирования иных общественных отношений (финансовых, трудовых, земельных);
  • достаточно часто являются результатом административного правотворчества, осуществляемого субъектами управленческих отношений в процессе реализации исполнительной власти;
  • имеют подзаконный характер (вторичны по отношению к Конституции РФ и нормам законов), опосредуют нормы законодательства.

Условия административного правотворчества:

  1. такая возможность должна быть предусмотрена в законодательном акте (который определяет конкретного субъекта и объем его полномочий) или в компетенции субъекта исполнительной власти;
  2. осуществляется в интересах внутренней организации механизма исполнительной власти;
  3. допускается в силу реализации «делегированного» законодательства.

Структура административно-правовых норм включает гипотезу, диспозицию, санкцию, но часто гипотеза (условия действия административно-правовых норм) не выражена или выражена косвенно.

Виды гипотез:

  • по степени определенности: абсолютно-определенные (конкретные обстоятельства), относительно-определенные (общая характеристика условий);
  • по способу изложения: казуистичные, абстрактные;
  • по предназначению: общие, специальные;
  • по внутренней структуре: простые (одно условие), сложные (кумулятивные – одновременно несколько условий, альтернативные – одно из нескольких условий).

Диспозиция – права, дозволения, предписания, обязанности, запреты. Предложенную классификацию можно дополнить следующими положениями:

  • в рамках абсолютно-определенных диспозиций выделяют простые (признаки в силу очевидности не называются) и описательные (правило и его признаки);
  • бланкетные (ссылка на нормы другого акта) и отсылочные (ссылка на нормы этого же акта).

Санкция – последствия нарушения нормы:

  • пресекательные;
  • восстановительные;
  • карательные.

Виды норм административного права

1) По содержанию регулирования:

  • общие – регулируют общие для всех отраслей управления общественные отношения;
  • особенные – регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, социально-культурной).

2) По предмету регулирования:

  • материальные – регулируют сущность управленческих отношений (административно-правовой статус участников, правовой режим функционирования исполнительной власти);
  • процессуальные – определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления.

3) По соподчиненности:

  • нормы-законы (конституционные, текущих законов РФ и субъектов Федерации);
  • подзаконные нормы.

4) По методу воздействия на поведение субъектов:

  • обязывающие – предписывают субъектам совершать определенные положительные действия в предусмотренных условиях (т. е. обязательные предписания);
  • уполномочивающие – предусматривают возможность адресата по своему усмотрению действовать в рамках требований нормы. Но у исполнительного органа (должностного лица) нет абсолютной свободы в выборе варианта поведения, он может лишь проявлять инициативу при выборе положений, предусмотренных нормой;
  • запрещающие – содержат запрет на совершение определенных действий в конкретных условиях; могут быть общими (в отношении административных правонарушений) и специальными;
  • поощрительные – обеспечивают должное поведение адресата путем материального, морального стимулирования.

5) По субъекту выделяют нормы, регулирующие:

6) По пределу действия административно-правовых норм:

1. Во времени:

  • срочные (заранее определен срок их действия, например чрезвычайное положение);
  • бессрочные (срок не определен, утрачивают силу в результате официального изменения или отмены).

2. В пространстве:

  • общефедеральные: действуют в пределах РФ, иногда за границей (поведение граждан за границей);
  • нормы субъекта Федерации;
  • местные (локальные);
  • межтерриториальные (акты, действующие в условиях чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных образований);
  • специальные (определенный регион).

3. По кругу лиц:

  • правила в отношении всех субъектов управленческих отношений;
  • для отдельных категорий субъектов (отдельные виды юридических лиц).

Реализация административно-правовых норм

Процесс административно-правового регулирования состоит из двух стадий: установление административно-правовых норм и их реализация.

Реализация административно-правовых норм – проведение в жизнь предписанных нормой правил, воплощение прав и обязанностей в поведение конкретных участников управленческих отношений.

Исполнение административно-правовых норм – универсальный способ реализации административно-правовых норм, заключающийся в точном следовании всех субъектов управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам, дозволениям, предусмотренным в административно-правовых нормах. В рамках исполнения выделяют более узкий вид – соблюдение (реакция адресатов нормы на запреты).

Применение административно-правовых норм – присущий полномочным органам (должностным лицам) способ реализации административно-правовых норм, который заключается в издании ими индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях правовых норм. Реализация нормы происходит путем юридически-властного решения конфетного административного дела.

Использование административно-правовых норм проявляется в совершении субъектами управленческих отношений по своему усмотрению действий по реализации предоставленных им субъективных прав.

Источники административного права. Источники административного права – юридические акты различных государственных органов, содержащие административно-правовые нормы. К числу источников административного права относятся:

  • международные акты (регулирующие, напр., вопросы таможенного контроля);
  • нормы Конституции РФ, регулирующие деятельность органов исполнительной власти (ОИВ), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и органами исполнительной власти субъектов, закрепляющие права и свободы граждан в сфере государственного управления, а также Конституции РФ и уставы субъектов Федерации;
  • законодательные акты, принимаемые на федеральном уровне и представительными органами субъектов Федерации (ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «Об основах государственной службы» и т. д.);
  • нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ) (напр., Указ президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»), утверждаемые его указами положения. Силу источника также имеют акты высших должностных лиц субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров и т. д.);
  • нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ), утвержденные ими положения, правила, а также постановления высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации;
  • в межотраслевом и отраслевом масштабе – нормативные акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных комиссий и др.) и органов исполнительной власти субъектов Федерации;
  • нормативные акты органов местного самоуправления – в случае наделения их соответствующими полномочиями.

Ограниченным по сфере действия источником административного права являются нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений.

Источник: http://be5.biz/pravo/a018/2.html

Понятие, особенности и виды административно-правовых норм в механизме административно-правового регулирования

Императивные административно правовые нормы

Схема административно-правового регулирования общественных отношениях включает в себя следующих два момента:

  1. нормы административно-правового характера;
  2. отношения административно-правового характера, а также защиту подобных отношений в тех случаях, когда поведение субъектов административно-правовых отношений имеют достаточно деформированное правосознание.

Административно-правовая норма

Определение 1

Как и любая другая норма, административно-правовая норма выглядит как строго установленное, либо санкционированное страной правило поведения, которое распространяется на нечеткий круг субъектов, и рассчитанное на многоразовое применение. Похожесть административно-правовых норм с нормами отраслей самого права объясняется тем, что административное право это одна из базовых отраслей права в РФ.

Нормы, которые его составляют, обычно, отвечают всем общим теоретическим характеристикам и критериям с точки зрения их социальной и политической сущности и роли в обществе. Вместе с общностью, имеют место и иные особенности административно-правовых норм, если сравнивать их с нормами различных других отраслей права.

Особенности административно-правовых норм

Главной особенностью является то, что вышеуказанные нормы имеют собственный предмет регулирования, именно в тех отношениях в обществе, которые те же правоведческие нормы и регулируют.

Императивный характер административно-правовых норм

К особенностям, которые выделяют нормы, можно отнести императивный (повелительный) характер. Именно последний факт отличает их от гражданско-правовых норм, где отражаются и закрепляются равные позиции, а также проявляется полная независимость воли участников регулируемых отношений.

Императивный характер административно-правового регулирования, вовсе не всегда связан с приведением в действие государственных полномочий субъектом исполнительной власти.

Также, повелительный характер административно-правовых норм зачастую проявляет себя в предоставлении гражданам абсолютного права запрашивать от государственных структур власти должное поведение и образ действия, относительно конкретного гражданина.

Виды правовых норм

Согласно своих характеристик и содержания, административно-правовые нормы могут быть следующими:

  • обязывающие;
  • запрещающие;
  • наделяющие полномочиями;
  • поощрительные.

Замечание 2

Стоить учитывать тот факт, что большинство норм являются напрямую предписывающими обязанным субъектам на постоянной основе регулярно совершать четкие положительные организационные действия.

К таким нормам относятся:

  • нормы, которые имеют отношение к компетенции государственных органов и лиц, служащих там;
  • нормы, которые вмещают сведения о порядке формирования органов;
  • нормы, которые работают с порядком обращения граждан.

Помимо всех вышеперечисленных, существуют и запрещающие нормы. Их задача устанавливать недопустимые действия. Последние подразумевают нормы нормы, которые регулируют составы административных правонарушений и базовые догмы разрешительного механизма.

Существует также категория уполномочивающих нормы. К ним относят виды норм, которые предоставляют ряд определенных прав и обязанностей органам, должностным лицам, а также конкретным гражданам. Использовать такие полномочия они могут по своему желанию.

Замечание 3

К слову, вышеуказанные лица, вправе и отказаться от реализации таких норм. К последним относятся нормы, которые влекут за собой возможность те, либо иные действия в плане управления по усмотрению субъекта.

Последние устанавливают строгие границы полномочий. Особой категорией уполномочивающих норм, как правило, считают поощрительные нормы. Они наделяют полномочиями конкретных субъектов на то, чтобы применять различные меры поощрения.

Базовыми характеристиками для абсолютно всех административно-правовых норм является их большое количество. А также огромное число и разнообразность форм их групп, структурности и кодификации.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/ponjatie-osobennosti-i-vidy-administrativno-pravov/

101Advokat.Ru